Сайт "Род Марковых"

 

Петр Федорович Каптерев

 

Каптерев Петр Федорович

 

Дата рождения: 07.07.1848
Место рождения: с.Клёново Московской губернии
Дата смерти: 07.09.1922
Место смерти: Воронеж
Происхождение: из семьи священника
Должность: Препадаватель
Чин:



ЦГИА СПб Ф.19.Оп.126.Д.896 Метрическая книга №9437 Введенской церкви, на Петербургской стороне за 1889 год
Название источника

ЦГИА СПб Ф.19.Оп.126.Д.896 Метрическая книга №9437 Введенской церкви, на Петербургской стороне за 1889 год

Ф.19.Оп.126.Д.896

Дата

 1888-10-05

Тип

Архив

Описание

Ф.19.Оп.126.Д.896

Метрическая книга №9437 данная из С.Петербурсгской Духовной Консистории Причту Введенской церкви, на Петербургской стороне, для записи родившихся, браком сочетающихся и умерших на 1889й год

№9 5 октября 1888 года, Людмила и Нина близнецы, Коллежский Асессор Михаил Михайлов Сыропятов и законная жена его Юлия Алексеева, оба православного вероисповедания, от их первого брака.

У Людмилы Коллежский Советник Петр Федоров Каптерев и жена Присяжного Поверреного Людмила Николаева Ватсон.

У Нины Студент Петербургского Университета Алексей Иванов Трубинов и жена Статского Советника Олимпиада Александрова Энден.

Священник Петр Александров

https://www.geni.com/people/Олимпиада-Александровна-фон-Энден/6000000055522952044?through=6000000055523182830

Персоны упомянутые в источнике
  • Маркова Юлия Алексеевна
  • Макухина Людмила Михайловна
  • Сыропятова Нина Михайловна
  • Сыропятов Михаил Михайлович
  • Ватсон Людмила Николаевна
  • Каптерев Петр Федорович
  • фон Энден Олимпиада Александровна
  • Статьи использующие источник

    Документы

  • 0000002077.jpg
  • 0000002078.jpg
  • Табель домов гор.С.-Петербурга Яблонский
    Название источника

    Табель домов гор.С.-Петербурга Яблонский

    Дата

     1894-01-01

    Тип

    Книга

    Описание

    Фребелевское общество для содейств. первоначальному воспитанию 872

    С.Петербургское Фребелевское общество для содействия первоначальному воспитанию

    (Б.Садовая, 1)

    Совет.

    Председ-ца супр.тс.Раухфус, Полина Карл.

    Тов.ея Шаффе, Эм.Пав.

    Чл:

    СС.Каптерев, Пет.Фед;

    супр.дсс. Энден, Олимп.Алдр.;

    вдова Клокова Ольга Сем.;

    супр.прис.пов.Ватсон, Людм.Никл.

    Казн.супр.ген.-м. Аргамакова, Мария Ив.

    Секр.вдова дсс. Рогова, Ольга Ил.

    Делопр.нс. Васильев, Пет.Григ.

    Канцелярия (Горсткина, 6) Завед.нс.Васильев, Пет.Григ.

    Книгоиздательство.Завед.нс.Васильев, Пет.Григ.

    Родительский кружок

    Арептев, Никл.Фед.

    Безменова, Клеопатра Дм.

    Бичунская, Берта Григ.

    Богаевская, Анна Алдр.

    Валицкая-Гольдштейн, Эм.Кондр.

    Ватсон, Людм. Никл.

    Введенский, Алдр. Ив.

    Виноградова, Мария Лук.

    дм.Виренус, Алдр.Самойл.

    Воскресенская, Мария Никл.

    Глазунова, Анна Ив.

    Гориневская, Анна Як.

    дм. Гориневский, Валент.Владис.

    Дроздова, Варв.Пет.

    Жук, Владм.Никл.

    Костецкая, Зин.Вас.

    Макухина, Лидия Карл.

    свящ. Маляревский, Алдр.Ив.

    Мец, Анна Вас.

    Мусина-Пушкина, Мария Арк.

    Нижегородцев, МИх.Никл.

    Образцов, Алдр.Гавр.

    Ильина, Ольга Алдр.

    Поваринская, Валент.Вас.

    Покровский, Павел Корнил.

    Половцова, Екат.Никл.

    Преображенская, Раиса Бор.

    Преображенский Пав.Як.

    Раппопорт, Ольга Соломон.

    Ретингер, Лидия

    Свиридова, Ек.А.

    Соколов, А.Д.

    Соколов, Н.Н.

    Соколова, Екат.Элеонор.

    Соколов, Арк.Фед.

    Угрюмова, Ольга. Никл.

    Фесенко, Ив. Ос.

    Шаффе, Эм.Пав.

    Присяжные поверенные, их помощники и нотариусы 826

    Присяжные поверенные округа С.Петербургской Судебной Палаты, жиьельствующие в С._Петербурге

    Присяжные поверенные Ватсон Карл Карл.

    Гимназии частные Стоюниной М.Н. 631

    Фурштадская 36

    Преподавательницы: Мария Никл.Ватсон

    Фребелевскаго общества педагогические курсы 612

    Суд коммерческий 475

    Судебная палата Петербургская 470

    Ватсон Карл.Карл. Пушкинская 18 Гимн.

    Персоны упомянутые в источнике
  • Каптерев Петр Федорович
  • фон Энден Олимпиада Александровна
  • Ватсон Людмила Николаевна
  • Ватсон Карл Карлович
  • Стоюнина Мария Николаевна
  • фон Энден Дмитрий Александрович
  • Статьи использующие источник

    Документы

  • 0000002100.pdf
  • Весь Петербург 1894
    Название источника

    Весь Петербург 1894

    Дата

     1894-01-01

    Тип

    Книга

    Описание

    Весь Петеррбург

    фон-Энден Дм.Алдр. ДссФурштадская 41 Сост.за обер.прокурор.стол. 5 деп.Прав.Сен.

    Ватсон Карл Карл. пушкинская 18

    Прис.Пов.

    Дюдм.Никл. Пушкинская 18. Гимн.Стоюниной

    686 Гимназия Стоюниной Фурштадская 86

    Гимназия польуется правами правительственных гимназий. Курс учения состоит из 7 классов, приготовительного к ним (в двух отделениях) и 8 педагогического. При гимназии - дополнительные классы рисования, уроки танцев, английского и латинского языков. Плата за учение в младшем отделении приготовительного класса 100 рублей в год. В старшем отделении, II и II классах -150 руб., в II и IV классах 180 руб. и в VI, VII и VIII классах 220 рублей в горд. Кроме того взимается особая плата за обучению рисованию в 60 руб. в год, английскому языку - 20 рублей в год,. При гимназии имеется пансион с платой 450 рублей в год.

    Начальница Стоюнина Мар.Никл.

    помошница ея Вальберг, Мар.Ив.

    Законоуч.свящ.Соколов , Мих.Ил.,

    Соколов Алдр. Ал-еев.

    Дернов, Алдр.Алдр.

    Препод.:

    Каптерев, Пет.Фед.

    Смирнов, Вас.Дм.

    Шохор-Троцкий, Сем.Ил.

    Иванов, Ив.Ив.

    Гольдштейн, Мих.Юр.

    Дрентельн, Ник.Серг.

    Усков, Мих.Вас.

    Петри, Эд.Юл.

    Куторга, Мих.Степ.

    Кроттэ, Алдр.Евг.

    Браун, Фед.Алдр.

    Струве, Никл. Бернг.

    Фавр, Маркел. Фридр.

    Брянский, Никл.Пет.

    Лемох, Кирил.Викент.

    Стуколкин, Тим.Ал-еев

    Гудлет, Чарльс

    учит-цы:

    Ватсон, Людм.Никл.(руковод.школы при VIII классе)

    Павлова, Елиз.Пав.

    Колубовская, Нат.Ал-еев.

    Второва, Мар.Алдр.

    Фаусек, Юоия Ив.

    Шмидт, Ек.Ив.

    Раппопорт, Валент.Мавр.

    Каменская, Ан.Ал-еев.

    Маляго, Ан.Бор.

    Небельтау, Алдра Карл.

    Мухина, Елиз.Григ.

    Красуская, Ан.Ад.

    Теренина, Сераф.Вас.

    Чентукова, Феод.Ив.

    Соколовская, Альв. Пет.

    Жаровова, Алдра.Алдр.

    Петрушевская, Нат.Фед.

    Бурова, Мар.Никл.

    Лисенкова, Мар.Андр.

    Шпилева, Мар.Алдр.

    Смирнова, Евг.Никл.

    Врач ж.-вр.Шмеман, Соф.Вас.

    Персоны упомянутые в источнике
  • фон Энден Дмитрий Александрович
  • Стоюнина Мария Николаевна
  • Каптерев Петр Федорович
  • Ватсон Людмила Николаевна
  • Статьи использующие источник

    Документы

  • 0000002101.pdf

    7 (19) июля 1849, с. Клёново Московской губ. — 7 сентября 1922, Воронеж

    Русский педагог, психолог, историк педагогики, основоположник отечественной педагогической психологии

    Родился в семье сельского священника. Учился в подольском духовном училище, в духовной семинарии при Спасо-Вифанском монастыре Троице-Сергиевой Лавры (1862—1868), затем на историческом отделении Московской духовной академии (1868—1872). Профессиональную деятельность начал в 1872 преподавателем философских дисциплин Санкт-Петербургской духовной семинарии, однако после истечения обязательного срока службы (1878) подал в отставку и решил посвятить себя деятельности в области светского образования.

    Преподавал логику, дидактику, психологию, педагогику, историю педагогики и другие дисциплины в средних и высших учебных заведениях Санкт-Петербурга: Александровском лицее (1882—1885), частных женских гимназиях (Э. П. Шаффе, М. Н. Стоюниной, М. А. Макаровой), на частных Фребелевских курсах (1874—1898), в Психоневрологическом институте (1909—1918), на курсах при Санкт-Петербургском учебном округе для подготовки учителей средней школы. Активную преподавательскую работу и службу по Мариинскому ведомству (1879—1917) сочетал с общественно-педагогической деятельностью в Педагогическом музее военно-учебных заведений: член нескольких отделов этого музея (общепедагогического, Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, содействия самообразованию); в Санкт-Петербургском педагогическом обществе, Санкт-Петербургском комитете грамотности. Сотрудничал в журналах «Народная школа», «Женское образование», «Семья и школа», «Знание», «Педагогический сборник», «Образование», «Русская школа», «Воспитание и обучение», «Педагогическая мысль». В 1884 после анонимного доноса подвергся обвинениям в подрыве христианской нравственности, отстранён от преподавания на педагогических курсах, в 1885 — от чтения лекций в Александровском лицее. В 1903 получил разрешение возобновить преподавание в казённых учебных заведениях, с 1903 читал лекции (с 1912 профессор) в Санкт-Петербургском женском педагогическом институте (бывших Женских педагогических курсах Мариинского ведомства). Активно участвовал в организации и проведении учительских съездов, Всероссийских съездов по педагогической психологии (1906, 1909), экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916) и семейному воспитанию (1912—1913).

    С 1918 жил в Воронежской губернии, работал в Острогожском уездном отделе народного образования разъездным учительским инструктором. С 1919 преподавал психологию в 1-й и 2-й единых трудовых школах II ступени Острогожска, работал заведующим учительской семинарией, преобразованной затем в педагогические курсы, на которых читал лекции. С 1921 профессор кафедры истории научной мысли факультета общественных наук Воронежского университета, профессор кафедры педагогики Института народного образования, после преобразования которого в педагогический факультет университета (1922) стал его первым деканом. Одновременно заведовал воронежским педагогическим техникумом, занимался учебно-организационными вопросами; для работы в техникуме приглашались крупные учёные Воронежского университета, политехнического и сельскохозяйственного институтов. Выступал против советской политизации школы, утверждал, что учителю в своей работе следует руководствоваться педагогическими, а не политическими задачами.

    Изучал проблемы дошкольной педагогики и семейного воспитания (редактор и соавтор первой в России «Энциклопедии семейного воспитания и обучения»), общего образования, дидактики, истории, русской педагогики, педагогической психологии. Определил сущность и содержание образовательного процесса, формы и методы общего образования. Ввёл в научный оборот понятия «педагогическая психология», «педагогический процесс». Общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Обосновал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциации учебных курсов и всей структуры учебного процесса, а также целесообразность деления школ на классы, исходя из положения о существовании различных «типов ума» (продуктивный, непродуктивный, смешанный) и соответственно жизненных признаний юношества.

    Под «свободным образованием», в отличие от Л. Н. Толстого, понимал образование, соответствующее природным склонностям и физическим данным ребёнка, отстаивал идею развития индивидуальности как цели воспитания. Выделил признаки хорошего урока и правильного метода обучения, обращал особое внимание на эвристический способ преподавания. Выдвинул идею автономности педагогического процесса от давления государства и церкви; необходимыми условиями такой свободы считал школьное самоуправление, независимость педагогического персонала, т. е. сосредоточение руководства школой в руках педагогического совета (а не директора), свободу союзов и собраний для учительства, улучшение материального и правового положения педагогов. С этих позиций разработал вопросы теории педагогического процесса, выявил его роль в формировании личности свободного гражданина.

    Автор оригинальной историко-педагогической концепции, которая строилась на антрополого-гуманистическом подходе к интерпретации педагогических явлений. В мировом историко-педагогическом процессе акцентировал развитие общечеловеческих, гуманистических и демократических ценностей. Связывал педагогические традиции народа с его самосознанием. Был сторонником идеи единства общечеловеческих и национальных начал воспитания и образования, историко-педагогический процесс в России соотносил с общеевропейским. Исследовал народное образование в России после отмены крепостного права, охарактеризовал общие периоды развития русской школы и педагогики за время существования Российского государства, проанализировал источники движения теории и практики школьного воспитания и всей системы народного образования. Считал, что движущей силой педагогического исторического процесса является борьба между консервативным и прогрессивным направлениями педагогического движения. С демократических позиций критиковал политику самодержавия в области народного образования и существовавшую систему образования. Сформулировал критерии ценности научных трудов по истории педагогической мысли.

    Основные труды

    • Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц. СПб., 1876. (3-е издание: СПб., 1914.)

    • Национальность и наука в организации народной школы // Народная школа. 1877. № 6—7.

    • Дидактические очерки. СПб., 1885. (2-е издание: СПб., 1915.)

    • Из истории души. Очерки по истории ума. СПб., 1890.

    • Об общественных задачах образования // Русская школа. 1892. № 2.

    • Новая русская педагогия, её главнейшие идеи, направления и деятели. СПб., 1897. (2-е издание: СПб., 1914.)

    • Задачи и основы семейного воспитания. СПб., 1898.

    • О детских играх и развлечениях // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. 4. СПб., 1898.

    • О природе детей // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. 17. СПб., 1899.

    • Педагогический процесс. СПб., 1905.

    • История русской педагогии. СПб., 1909. (2-е издание: СПб., 1915.)

    • Современные задачи народного образования в России. СПб., 1913.

    • Современные педагогические течения. СПб., 1913 (соавтор А. Ф. Музыченко).

    • Новая школа в новой России // Педагогический сборник. 1917. № 10—11.

    • Единая всеобщая школа // Педагогическая мысль. 1919. № 7—9.

    • Педагогика и политика // Педагогическая мысль. 1921. № 9—12.

    • Избранные педагогические сочинения. М., 1982.

    Библиография

    ▫ Заварзина Л. Э. Педагогическое наследие П. Ф. Каптерева. Биобиблиография. Воронеж, 2007.

    Литература

    ◦ Кузьмин П. М. К вопросу о педагогических идеях П. Ф. Каптерева // Советская педагогика. 1940. № 4—5.

    ◦ Тамбиева З. Н. Дидактические взгляды П. Ф. Каптерева. Дис. … канд. пед. наук. М., 1963. (Автореферат).

    ◦ Лебедев П. А. Общественно-педагогическая деятельность П. Ф. Каптерева в годы Советской власти (к 125-летию со дня рождения) // Советская педагогика. 1974. № 8.

    ◦ Лебедев П. А. П. Ф. Каптерев — видный педагог России второй половины XIX — начала XX столетия // Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. С. 7—34.

    ◦ Лебедев П. А. Вопросы методологии истории русской и всеобщей педагогики в трудах П. Ф. Каптерева // Советская педагогика. 1983. № 4.

    ◦ Филановская Т. А. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева. Дис. … канд. пед. наук. Владимир, 1996. (Автореферат).

    ◦ Лебедев П. А. Психолого-педагогическое наследие П. Ф. Каптерева: жизнь и деятельность: аналитико-биографический и библиографический обзор. М., 1998.

    ◦ Фрадкин Ф. А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М., 1995.

    ◦ Лейтенс Н. С. Петр Федорович Каптерев как психолог // Мир психологии. 1998. № 3.

    ◦ Столбун В. Д. Психология воспитания П. Ф. Каптерева. Тверь, 1999.

    ◦ Джанибекова Э. Х. П. Ф. Каптерев как историк педагогики. Пятигорск, 2001.

    ◦ Педагогические деятели дореволюционного Петербурга. СПб., 2008.